Более трех лет назад началась работа над проектом изменений Федерального закона от 19 июля 1997 года №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», который 19 августа опубликован Минсельхозом России.
Концепция проекта закона первоначально предусматривала следующие цели:
- «приведение норм Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в соответствие с установленной системой и структурой федеральных органов исполнительной власти с учетом определенных им полномочий;
- совершенствование государственного управления в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;
- совершенствование надзора и контроля за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами;
- устранение избыточных административных барьеров для предпринимательства в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;
- создание условий для обеспечения конкурентоспособности пестицидов и агрохимикатов отечественного производства на внутреннем и внешнем рынках;
- повышение эффективности мер по охране здоровья населения, охране труда и охране окружающей среды».
Эти цели предполагалось достичь на фоне «гармонизации законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с нормами международного права».
Действительно, ФЗ-109 давно было необходимо кардинально обновить, так как за прошедшие после принятия закона годы произошли значительные изменения в управлении страной, в экономической ситуации и законотворческой деятельности, в участии Российской Федерации в международных организациях и международной практике регулирования обращения пестицидов. Эти изменения проявились:
- в административной реформе федеральных органов исполнительной власти, которая в целом усложнила процедуру регулирования пестицидов (особенно их регистрацию);
- в появлении наднациональных органов регулирования (Таможенного Союза), что уже отразилось, например, на санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях к пестицидам;
- в появлении новых федеральных законов или их проектов, имеющих отношение к пестицидам (например, проект ФЗ «Технический регламент «О безопасности обращения химической продукции»);
- в начавшемся присоединении России к ОЭСР, что требует гармонизации нашего национального регулирования пестицидов с правилами этой международной организации;
- в экономическом подъеме, приведшем к росту рынка пестицидов и увеличению числа компаний-регистрантов;
- в изменении структуры рынка пестицидов в России, на котором стали заметно преобладать пестициды-дженерики.
Все вышеперечисленное требовало системных изменений ФЗ-109, а фактически — создания нового закона о пестицидах. Но, как часто бывает, замахнувшись на большие цели, регулятор в итоге ограничился хотя и важными, но косметическими правками закона. Их смысл в том, чтобы имеющийся закон работал эффективнее и не противоречил остальному законодательству (в частности, природоохранному). В нынешней ситуации и это не так уж мало, так как процесс регистрации пестицидов в последнее время существенно застопорился. Но, по нашему мнению, представленный Минсельхозом России проект и сам требует некоторых правок. Наиболее значимые из них представлены в таблице.
Вариант Минсельхоза России |
Наше предложение |
Пояснения |
пестициды — химические или биологические препараты, используемые при проведении мероприятий по защите растений от вредных организмов, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты); | Два варианта:
1. пестициды — вещества (микроорганизмы, вирусы) и препараты на их основе, применяемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев и предуборочного подсушивания растений; 2. пестициды — вещества (микроорганизмы, вирусы) и препараты на их основе, используемые при проведении мероприятий по защите растений от вредных организмов, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты); |
Ключевой момент в этом понятии: пестициды это (вещества микроорганизмы, вирусы) и препараты…, так как в этом случае:
|
регистрант — физическое или юридическое лицо, подавшее заявление на организацию проведения регистрационных испытаний; | регистрант – физическое или юридическое лицо, обладающее свидетельством о регистрации пестицида или агрохимиката или намеревающееся его получить. | Смысл в том, что регистрант остается регистрантом и после того, как он провел испытания и зарегистрировал пестицид (агрохимикат) |
заключения государственной экологической экспертизы проекта технической документации на новое вещество (на новый агрохимикат или пестицид, содержащий действующее вещество, не включенное в составы ранее зарегистрированных в установленном порядке пестицидов) выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной экологической экспертизе; | заключения государственной экологической экспертизы проекта технической документации на новое вещество (на новый агрохимикат или пестицид, содержащий действующее вещество, не включенное в составы ранее зарегистрированных в установленном порядке агрохимикатов или пестицидов), выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной экологической экспертизе; | Пропущено слово агрохимикатов |
б) абзац 6 изложить в следующей редакции: «Срок проведения экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов не должен превышать одного месяца»; | б) абзац 6 изложить в следующей редакции: «Срок проведения экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов по оценке их эффективности не должен превышать одного месяца»;
|
В соответствии с ФЗ-174 «Об экологической экспертизе» срок проведения ГЭЭ не должен превышать 6 месяцев; по Постановлению правительства РФ от 11.06.1996 №698 – не более 4 месяцев. Надо изменить формулировку, так как только из-за пестицидов Минприроды не будет менять ФЗ-174 и Постановление №698. Поэтому необходимо указать, что речь идет именно об испытаниях по оценке эффективности пестицидов и агрохимикатов. |
В связи с вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» внести изменения:
1) Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 27.11.1995, № 48, ст. 4556); 2) Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 23.06.2008, № 25, ст. 2983, 30.05.2011); 3) Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698 «Об утверждении положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» («Российская газета»), № 120, 27.06.1996, (Собрание законодательства Российской Федерации, 30.09.1996, № 40, ст. 4648); |
В связи с вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» внести изменения в: Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450. (Собрание законодательства Российской Федерации, 23.06.2008, № 25, ст. 2983, 30.05.2011); |
Для того, чтобы облегчить и ускорить прохождение поправок в ФЗ-109 не требуется вносить изменения в ФЗ-174 и Постановление №698, так как эти поправки и не противоречат их содержанию. |