1. Главная
  2. Наше мнение
  3. О проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»»

О проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»»

Более трех лет назад началась работа над проектом изменений  Федерального закона от 19 июля 1997 года №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», который 19 августа опубликован Минсельхозом России.

Концепция проекта закона первоначально предусматривала следующие цели:

  • «приведение  норм  Федерального  закона  от 19 июля 1997 г.  № 109-ФЗ  «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в соответствие с установленной системой и структурой федеральных органов исполнительной власти с учетом определенных им полномочий;
  • совершенствование государственного управления в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;
  • совершенствование надзора и контроля за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами;
  • устранение избыточных административных барьеров для предпринимательства в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;
  • создание условий для обеспечения конкурентоспособности пестицидов и агрохимикатов отечественного производства на внутреннем и внешнем рынках;
  • повышение эффективности мер по охране здоровья населения, охране труда и охране окружающей среды».

Эти цели предполагалось достичь на фоне «гармонизации законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с нормами международного права».

Действительно, ФЗ-109 давно было необходимо кардинально обновить, так как за прошедшие после принятия закона годы произошли значительные изменения в управлении страной, в экономической ситуации и законотворческой деятельности, в участии Российской Федерации в международных организациях и международной практике регулирования обращения пестицидов. Эти изменения проявились:

  • в административной реформе федеральных органов исполнительной власти, которая  в целом усложнила процедуру регулирования пестицидов (особенно их регистрацию);
  • в появлении наднациональных органов регулирования  (Таможенного Союза), что уже отразилось, например, на санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях к пестицидам;
  • в появлении новых федеральных законов или их проектов, имеющих отношение к пестицидам (например, проект ФЗ «Технический регламент «О безопасности обращения химической продукции»);
  • в начавшемся присоединении России к ОЭСР, что требует гармонизации нашего национального регулирования  пестицидов с правилами этой международной организации;
  • в экономическом подъеме, приведшем к росту рынка пестицидов и увеличению   числа компаний-регистрантов;
  • в изменении структуры рынка пестицидов в России, на котором стали заметно преобладать пестициды-дженерики.

Все вышеперечисленное требовало системных изменений ФЗ-109, а фактически — создания нового закона о пестицидах. Но, как часто бывает, замахнувшись на большие цели, регулятор в итоге ограничился хотя и важными, но косметическими правками закона.  Их смысл в том, чтобы имеющийся закон работал эффективнее и не противоречил остальному законодательству (в частности, природоохранному). В нынешней ситуации и это не так уж мало, так как процесс регистрации пестицидов в последнее время существенно застопорился. Но, по нашему мнению, представленный Минсельхозом России проект и сам требует некоторых правок. Наиболее значимые из них представлены в таблице.

Вариант Минсельхоза России

Наше предложение

Пояснения

пестициды — химические или биологические препараты, используемые при проведении мероприятий по защите растений от вредных организмов, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты); Два варианта:

1. пестициды — вещества (микроорганизмы, вирусы) и препараты на их основе, применяемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев и предуборочного подсушивания растений;

2. пестициды — вещества (микроорганизмы, вирусы) и препараты на их основе, используемые при проведении мероприятий по защите растений от вредных организмов, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты);

Ключевой момент в этом понятии: пестициды это (вещества микроорганизмы, вирусы) и препараты…, так как в этом случае:

  • не будет разногласий с 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» при определении пестицидов как объекта ГЭЭ и не потребуется вносить в него изменения;
  • это верно по смыслу, так как в повседневной практике термин «пестициды» используется  как для обозначения действующих веществ, например, при нормировании (ПДК, МДУ – только для д.в.) и контроле, так и для препаратов;
  • не будет разногласий с понятием «пестициды» Таможенного Союза.
    Какой из предлагаемых двух вариантов взять – дело вкуса, но первый, на наш взгляд, звучит лучше.
регистрант — физическое или юридическое лицо, подавшее заявление на организацию проведения регистрационных испытаний; регистрант – физическое или юридическое лицо, обладающее свидетельством о регистрации пестицида или агрохимиката или намеревающееся его получить. Смысл в том, что регистрант остается регистрантом и после того, как он провел испытания и зарегистрировал пестицид (агрохимикат)
заключения государственной экологической экспертизы проекта технической документации на новое вещество (на новый агрохимикат или пестицид, содержащий действующее вещество, не включенное в составы ранее зарегистрированных в установленном порядке пестицидов) выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной экологической экспертизе; заключения государственной экологической экспертизы проекта технической документации на новое вещество (на новый агрохимикат или пестицид, содержащий действующее вещество, не включенное в составы ранее зарегистрированных в установленном порядке агрохимикатов или пестицидов), выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной экологической экспертизе; Пропущено слово агрохимикатов
б) абзац 6 изложить в следующей редакции: «Срок проведения экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов не должен превышать одного месяца»;  б) абзац 6 изложить в следующей редакции:
«Срок проведения экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов по оценке их эффективности не должен превышать одного месяца»;

В соответствии с ФЗ-174 «Об экологической экспертизе» срок проведения ГЭЭ не должен превышать 6 месяцев; по Постановлению правительства РФ от 11.06.1996  №698 – не более 4 месяцев. Надо изменить формулировку, так как только из-за пестицидов Минприроды не будет менять ФЗ-174 и Постановление №698. Поэтому необходимо указать, что речь идет именно об испытаниях по оценке эффективности пестицидов и агрохимикатов.
В связи с вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» внести изменения:

1) Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 27.11.1995, № 48, ст. 4556);

2) Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 23.06.2008, № 25, ст. 2983, 30.05.2011);

3) Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698 «Об утверждении положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» («Российская газета»), № 120, 27.06.1996, (Собрание законодательства Российской Федерации, 30.09.1996, № 40, ст. 4648);

В связи с вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» внести изменения в:
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450. (Собрание законодательства Российской Федерации, 23.06.2008, № 25, ст. 2983, 30.05.2011);
Для того, чтобы облегчить и ускорить прохождение поправок в ФЗ-109 не требуется вносить изменения в ФЗ-174 и Постановление №698, так как эти поправки и не противоречат их содержанию.

 

Меню