Разработанный проект Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности химической продукции» устанавливает требования к химической продукции и процессам ее обращения (производства, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации) на территории Таможенного Союза (ТС). Он содержит правила идентификации и классификации опасности химической продукции, ее маркировки и оформления паспортов безопасности, а также определяет порядок ее регистрации и выдачи разрешения на использование (применение). Ответственность за безопасность химикатов и материальные затраты, связанные с включением их в обращение, целиком возлагаются на производителя (импортера).
По заявленной идеологии данный Технический регламент (ТР) должен быть близок к Регламенту Европейского Парламента и Совета № 1907/2006 от 18 декабря 2006 г., касающегося «Регистрации, Оценки, Разрешения и Ограничения Химических Веществ» (REACH). Оба они призваны обеспечить высокий уровень защиты здоровья человека и охраны окружающей среды и одновременно стимулировать промышленность разрабатывать более безопасную и конкурентно способную химическую продукцию.
Предполагается, что обращение химической продукции на территории Таможенного Союза будет в полной мере регулироваться Техническим регламентом через два года после его вступления в силу.
Позитив
К положительным аспектам нового технического регламента следует отнести сам факт создания такого единого документа, который заменит многие нормативно-правовые документы трех стран Таможенного Союза (республик Беларусь и Казахстан, Российской Федерации) и снизит технические барьеры на пути свободной торговли химической продукцией на территории ТС. Несомненным достоинством данного технического регламента является использование в нем Согласованной на глобальном уровне системы классификации опасности и маркировки химической продукции (СГС) вместо разнородных и построенных на разных принципах гигиенических, эколого-рыбохозяйственных и других отечественных классификаций опасности химикатов.
Негатив
Регламент REACH Европейского Союза и проект технического регламента Таможенного Союза включают описание процедур оценки, регистрации и разрешения на использование (применение) химикатов. Но (ключевой момент!) этим процедурам в ЕС подвергаются вещества (причем производящиеся в количествах, превышающих 1 тонну/год), а в ТС – химическая продукция без ограничения объемов ее производства (вещества же вносятся в Реестр химических веществ ТС, механизм формирования которого в регламенте прописан не совсем ясно). Это различие принципиально, так как торговых наименований всей номенклатуры химической продукции, приведенной в Приложении 1 технического регламента (да еще без ограничения объемов производства), неизмеримо больше, чем веществ. Поэтому даже трудно вообразить будущий колоссальный объем работ и затрат по регулированию обращения химической продукции посредством данного регламента.
Попытки использовать подходы REACH по веществам к регулированию химической продукции неизбежно привели к терминологическим и смысловым ошибкам в ТР. Например, химическая продукция не может быть «устойчивой к процессам разложения» и «обладать способностью к биоаккумуляции» (Статья 6, табл. 43-46) – эти понятия применимы только к веществам.
Использование в ТР международных классификаций опасности химической продукции (СГС) можно только приветствовать. Они гармонично вошли в технический регламент, хотя и с некоторыми техническими ошибками (например, показатели токсичности почему-то обозначаются CL50 и DL50 вместо общепринятых в токсикологии и используемых в оригинальном тексте СГС показателей LC50 и LD50). Однако собственные классификации опасности (откуда они взяты – неизвестно, так как ссылок нет), приведенные в табл. 43-47, вызывают недоумение и способны вызвать недоверие к документу в целом.
Наиболее ярким примером такой не совсем грамотной отсебятины является таблица 47 «Классификация химической продукции, обладающей токсичностью для почв». Исходно не понятен сам термин «токсичность для почв». Если следовать провозглашенным в ТР принципам СГС, то это должна быть токсичность для организмов, обитающих в почве (традиционно такими тестовыми организмами являются дождевые черви и почвенные микроорганизмы). И поэтому причем здесь показатель LD50: ведь судя по всему, это показатель оральной токсичности химиката для крыс, а не для почвенных организмов? Откуда взяты приведенные в таблице значения показателя персистентности в почве и что это – DT50, DT90 или это время разложения вещества до последней молекулы? Зачем введен в классификацию агрегированный показатель ПДК, который предназначен для контроля, а не служит показателем опасности? Какое отношение к почве имеет персистентность химиката в растениях и как ее определять?
Если говорить о форме и стиле изложения, то в отличие от регламента REACH, представляющего собой пакет подробных и ясно изложенных документов (около 300 страниц основного текста, 500 страниц приложений, 17 технических руководств для промышленности), регламент ТС является скорее рамочным (основной текст менее 40 страниц), а не рабочим документом. Возможно он, как и REACH, будет дополнен соответствующими руководствами, но об этом в пояснительной записке и в тексте регламента нет упоминаний.
Технический регламент и пестициды
Действие данного Технического регламента его разработчики распространяют и на пестициды (см. Приложение 1 «Перечень химической продукции»), хотя во всех странах Таможенного Союза обращение пестицидов регулируется специальными законами (в России – Федеральным законом №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»).
В Европейском Союзе действующие вещества пестицидов не регистрируются по процедуре REACH (см. Руководство по регистрации, раздел 1.6.5.2), так как они регулируются и утверждаются согласно специальному законодательному акту (Регламент No 1107/2009 Европейского Парламента и Совета от 21 октября 2009 года, касающийся размещения на рынке средств защиты растений). Пестицидные же препараты (как торговые наименования) проходят регистрацию в каждой отдельно взятой стране Европейского Союза в соответствии с национальным законодательством. Однако освобождение от регистрации по REACH не касается остальных (инертных) компонентов пестицидов.
Таким образом, есть некоторый дуализм: с одной стороны пестициды регулируются как любая химическая продукция, а с другой стороны – они специальный объект регулирования. Поэтому, на наш взгляд, наиболее оптимальным вариантом регулирования обращения пестицидов в Таможенном Союзе и в России является:
- исключение из объектов регулирования ТР пестицидов по аналогии с готовыми лекарственными средствами и препаратами ветеринарного назначения, на которые не распространяется действие данного регламента;
- внесение действующих веществ пестицидов в Реестр химических веществ Таможенного Союза (примерно так поступают в ЕС) на основании данных, полученных при регистрации пестицидов (см. п.5);
- регулирование инертных компонентов пестицидных препаратов (как правило, это вещества) в соответствии с ТР;
- распространение на пестициды правил классификаций опасности, маркировки и оформления паспортов безопасности, а также общих требований безопасности, предъявляемых ТР к химической продукции;
- регистрация пестицидов в каждой из стран Таможенного Союза в соответствии с национальным законодательством.