1. Главная
  2. Стратегия

Стратегия

Государственные системы регулирования обращения пестицидов обычно базируются на межгосударственных и национальных стратегиях  – рамочных  и долговременных планах, которые определяют основные направления устойчивого развития производства продуктов растениеводства. Одним из самых первых и основных документов, определяющих стратегию обращения пестицидов на глобальном уровне, является «Международный кодекс поведения в области распределения и использования пестицидов». Его последняя редакция, включая русскоязычную версию, в 2002 году представлена Продовольственной и Сельскохозяйственной Организацией ООН (FAO). В Европейском Союзе таким стратегическим межгосударственным актом является Директива 2009/128/EC «Об устойчивом использовании пестицидов» (Directive 2009/128/EC of the European Parliament and of the Council of 21 October 2009 establishing a framework for Community action to achieve the sustainable use of pesticides). Примером национальной стратегии может служить документ «UK Pesticides Strategy: A strategy for the sustainable use of plant protection products», принятый в 2006 году в Великобритании.

В Российской Федерации пока отсутствует четко сформулированная стратегия развития системы обращения пестицидов и их регулирования. На наш взгляд, она должна базироваться на следующих элементах и подходах, которые необходимо учитывать при разработке соответствующего нормативно-правового и научно-методического обеспечения:

  1. Соблюдение «принципа принятия мер упреждения (предосторожности)», провозглашенного в 1992 году  на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Суть его в предсказании возможных негативных ситуаций от внедрения новых технологий и проведении соответствующих превентивных мероприятий по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды. Применительно к пестицидам этот принцип в Российской Федерации  уже в достаточной мере реализуется как процедуры регистрации  пестицидов в целом и государственной экологической экспертизы новых действующих веществ пестицидов в частности.
  2. Достоверная статистическая информация  о применении пестицидов в Российской Федерации и в ее регионах по аналогии со статистикой Европейского Союза (см. раздел «Статистика»). Она позволит оценить состояние рынка пестицидов в России, выявить его стадии и тенденции развития. Во многом на основании этой информации принимаются стратегические решения по мерам минимизации рисков применения пестицидов или (как в скандинавских странах) вообще уменьшения объемов их применения.
  3. Пестициды относятся к химической продукции и, поэтому, частично регулируются Техническим регламентом «О безопасности химической продукции»(классификации опасности, маркировка, паспорта безопасности) и тестируются унифицированными  для всех химикатов методами (см. раздел «Методы»).
  4. Пестициды – объекты специального регулирования (ФЗ-109 «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»), подлежат особой регистрации и характеризуются специфичными процедурами оценки риска их применения (см. разделы «Риск»,  «Инструменты» и  «Нормирование»).
  5. Глобализация процесса регистрации пестицидов, проявляемая в единых для всех стран: перечне регистрационных требований к данным о пестициде,  унифицированных методах тестирования, процедурах оценки их опасности и риска.
  6. Учет специфики почвенно-климатических и социально-экономических условий Российской Федерации при оценке риска применения пестицидов и принятии решений об их регистрации.

Источники:

  1. В.С. Горбатов. О стратегии регулирования обращения пестицидов в Российской Федерации. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Требования безопасности к пестицидам и агрохимикатам». Орел, 2009, с. 30-37.
  2. В.С. Горбатов, О.Ф. Филенко, М.В. Медянкина, Т.В. Кононова, Е.В. Оганесова. Водная экотоксикология пестицидов и современные тенденции регулирования их обращения. Водные ресурсы, 2011.
  3. Т.В. Кононова, В.С. Горбатов. ОЭСР и регулирование обращения пестицидов. Защита и карантин растений, 2011, №4.
Меню